Организационно-технические мероприятия при переходе на цифровое вещание. Проблемы и пути их решения

Несмотря на все преимущества цифрового наземного вещания и желания не отстать от других, невозможно в одночасье перейти от "аналога" к "цифре", выключив одно вещание и включив другое. Это сложный процесс, не только с технической и экономической точек зрения, но и с точки зрения общественного восприятия, процесс, требующий разумных подходов и тактически верных решений.

Для России вопрос внедрения цифрового наземного телевещания является действительно важным и актуальным. И это связано не только с тем, что весь мир переходит на "цифру", но и с необходимостью решения внутренних проблем, связанных с перспективами развития отечественного телевидения.

Основным отличием принципов построения сетей телевизионного вещания в России от большинства зарубежных стран является преобладание аналогового эфирного вещания на фоне незначительного распространения и медленного развития платных систем кабельного и спутникового телевидения.

Организационно-технические мероприятия при переходе на цифровое вещание можно разделить на четыре основных принципиальных и взаимозависимых направления:

- нормативно-правовое регулирование отрасли,
- высвобождение необходимого частотного ресурса,
- строительство современных цифровых сетей,
- обеспечение доступа населению к сигналу в цифровом формате.

Нормативно-правовое регулирование отрасли

Проблемы:

Основные - окончательно не определен стандарт вещания (предположительно DVB Mpeg-4).

Не определен состава пакета телерадиоканалов обязательных для распространения на всей территории РФ и каналов свободного доступа.

Не принято решение об обеспечении населения приставками для приема сигнала в цифровом формате.

Кроме того, существует необходимость в принятии ряда других решений как в области технического регулирования, так и в лицензионно-разрешительной сфере.

Наличие этих проблем не позволяет окончательно определить объемы необходимого финансирования и начать строительство сетей.

Для решения основных проблем и снятие неопределенности по принципиальным вопросам, РТРС подготовило и направило в Минсвязи проекты нормативно-правовых документов.

Частотный ресурс

Наверное, самый больной вопрос во всей цепочке образовавшихся проблем ввиду его ограниченности.

Национальное распределение полос радиочастот в РФ имеет существенные отличия от международного. В настоящее время в России полосы частот, предварительно выделенные для цифрового ТВ, используются системами воздушной радионавигации и другими радиоэлектронными средствами. Это создает серьезные трудности при планировании цифрового телевидения.

Основными путями решения проблем в направлении высвобождения необходимого частотного ресурса являются:

1) первоочередное выделение РТРС частот для запуска стартовых мультиплексов, что позволит начать поэтапное высвобождение необходимого частотного ресурса с регионов, где ситуация не является критической.
2) проведение организационно-технических мероприятий по конверсии радиочастотного спектра, выделенного для цифрового телевещания.

Мероприятия по конверсии радиочастотного спектра уже начаты, необходимо осуществить их в запланированные сроки. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, в котором предполагается разработка в 3 квартале 2008 года частотно-территориального плана развертывания сети цифрового телевизионного вещания в Российской Федерации.

Несмотря на то, что до окончательного отключения аналогового телевидения пройдет немало времени, необходимо уже сейчас задуматься о дальнейшем рациональном использовании высвобождающегося спектра в интересах населения страны.

Варианты могут быть разными: телевидение высокой четкости, мобильное телевидение, широкополосный доступ или какие-то другие услуги.

Строительство современных цифровых сетей

Техническая основа системы распространения телерадиопрограмм была заложена в 70-80 гг. прошлого столетия. В то время были построены мощные теле- и радиовещательные центры, тысячи ретрансляторов с соответствующими инфраструктурами (дороги, линии связи, электрические сети, водопровод и канализация, теплоснабжение), антенно-мачтовые сооружения. Для подачи программ на передатчики были сооружены радиорелейные линии связи, задействована группировка отечественных спутников связи. Вся эта мощная система обслуживает государственный сектор вещания и является базисом для всех негосударственных телерадиовещателей. Лишь единицы из нескольких сотен вещательных компаний смогли построить свои объекты такого назначения.

Телевизионное вещание развивалось, в первую очередь, за счет создания в крупных городах мощных радиопередающих центров, работающих в метровом и дециметровом диапазоне волн. Сеть эфирного телевизионного вещания в России в настоящее время включает более 13 тыс. телевизионных передатчиков различной мощности, в том числе, более 340 ТВ передающих станций мощностью более 1 кВт.

Телерадиовещание в России включает в качестве важнейшей составляющей сети распределения телевизионных и звуковых программ. Это имеет особое значение для России с ее огромными размерами (как по долготе, так и по широте). Сложилась распределительная структура, обеспечивающая доведение центральных программ до отдаленных точек страны.

Для распределительных сетей первоначально использовались радиорелейные и кабельные линии связи. Начиная с 1967 года, стали широко внедряться спутниковые распределительные сети. В настоящее время для подачи программ задействована группировка из 10 космических аппаратов, а также 115 тыс. км наземных РРЛ (300 тыс. км телевизионных каналов).

Если возможности развития радиовещания практически безальтернативны, как то: расширение УКВ-ЧМ вещания в густонаселенных районах, перевод в цифровой режим DRM мощных радиопередатчиков, обеспечивающих покрытие больших территорий и перспективное спутниковое непосредственное радиовещание, то при определении оптимального варианта развития телевизионного вещания было проведено сравнение возможностей развития и эффективности кабельного, спутникового непосредственного и эфирного вещания.

Эфирное вещание является самым простым, быстрым и наименее затратным способом подключения зрителей, не требующим помощи квалифицированных специалистов. Кроме того, этот вариант позволяет организовать региональное и местное вещание с учетом всех потребностей вещателей. При этом обеспечивается высокая надежность и высокая скорость развертывания сети.

Несмотря на высокий процент охвата населения эфирным наземным телевизионным вещанием, около 1,5 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, не имеют возможности принимать телевизионные программы. В этих населенных пунктах экономически целесообразно использование систем спутникового непосредственного телерадиовещания.

Таким образом, наиболее приемлемым является вариант развития эфирного наземного телевизионного вещания как основы для гарантированного предоставления обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества с использованием технологий спутникового непосредственного телевизионного вещания для обеспечения всего населения многоканальным вещанием.

В целях недопущения ошибок планирования схем цифровых сетей, оптимального использования частотного ресурса и оптимизации объемов капитальных вложений, в каждом регионе необходима разработка системного проекта на сеть цифрового телевидения.

Каждый системный проект должен обеспечивать возможность выполнения цифровой сетью каждого региона следующих функций:

- формирование и кодирование цифрового пакета телевизионных и радиопрограмм с учетом источников их получения (магистральные и зоновые линии передачи);
- доставку цифрового пакета программ до РТПС на территории региона с использованием существующих и соз

Все новости