Модернизация сети государственного радиовещания в РФ

В ноябре прошлого года Правительство РФ одобрило “Концепцию развития телерадиовещания до 2015 года”. В соответствии с Концепцией в этом году должна быть начата разработка федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания. И вот в рамках этой работы по инициативе руководства ФГУП “РТРС” и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в РТРС была организована рабочая группа, перед которой была поставлена задача подготовки проекта целевой программы по развитию сетей радиовещания.

Здесь очень важно отметить, что ведомственные целевые программы должен готовить орган исполнительной власти, но, учитывая наличие соответствующих специалистов, ФГУП “РТРС” более подготовлено к созданию таких программ. В рабочую группу вошли так же представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП “ВГТРК”, Высшей школы экономики, то есть была создана мобильная рабочая группа, которая в течение четырех месяцев выполнила необходимую работу. Но это пока только лишь первая редакция подобной программы.

Подробнее о самой программе, а так же о развитии радиовещания в России мы побеседовали с руководителем рабочей группы, советником генерального директора РТРС Виктором Гореглядом:

- Что, на Ваш взгляд, ограничивает развитие радиовещания в РФ?

Принято считать, что есть две организационно-правовые формы вещания - государственное и коммерческое. К сожалению, у нас законодательно нет однозначного толкования, что такое общественное или государственное радиовещание. Я считаю, что развитию радиовещания не способствовало отсутствие внятной концепции развития массовых коммуникаций в нашей стране. Принятая в ноябре 2008 г. «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 г.г.» - это только первый шаг, а продолжением должна стать подготовка федеральных целевых программ. В рамках работы по созданию целевой программы модернизации сетей радиовещания, мы определили, что будем заниматься только вопросами сети государственного радиовещания, поскольку считаем ее основой системы радиовещания в подавляющем большинстве стран мира. Это та часть системы радиовещания, которая в первую очередь должна заботить государство. Отсутствие четко сформулированной политики наносит ущерб государственному радиовещанию.

Вы посмотрите, как развивались в последние годы и до сих пор развиваются сети государственного радиовещания (“Радио России”, “Маяк”, “Юность”). “Радио России” работает в УКВ-диапазоне только на участке (66-74) МГц. Практически ни одной частоты в диапазоне (88-108) МГц на всей территории РФ для “Радио России” не нашлось. Не будем анализировать причины, почему так произошло, но “Радио России”, первый государственный радиоканал, не осуществляет вещание в том диапазоне УКВ, который сегодня слушает подавляющее большинство населения страны.

Данная ситуация становиться еще более критической в результате повсеместного свертывания сетей проводного вещания. Мы считаем, что так быть не должно.

- Существует мнение, что присутствие государства в радиовещании чересчур избыточно, согласны ли Вы с этим?

Я так не считаю. Говоря о государственном регулировании радиовещания, хочу обратить внимание на практику распределения частотного ресурса. Здесь должен быть обеспечен приоритет за государственным радиовещанием. Следует заметить, что потребность сетей государственного радиовещания в частотном ресурсе будет составлять не более 5--8% от общего объема, а остальные частоты могут распределяться по действующим рыночным законам. В целях обеспечения сетей государственного вещания частотным ресурсом в этом смысле, присутствие государства не может быть избыточным.

- Как Вы считаете, само государство заинтересовано в развитии радиовещания?

Оно обязано быть заинтересованным. Весной этого года состоялось заседание Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которую на тот момент возглавлял Дмитрий Медведев, где были приняты протокольные решения о том, чтобы осенью текущего года рассмотреть ряд вопросов по развитию радиовещания в РФ, в том числе и радиовещания на зарубежные страны. Когда мы говорим о государственном радиовещании, то в первую очередь подразумеваем внутрироссийское радиовещание - “Радио России”, “Юность”, “Маяк” и региональный радиоканал. Эти радиопрограммы были определены в Концепции как “общедоступные обязательные радиоканалы”.

В целях реализации государственных интересов в данной сфере необходимо разработать программу действий по двум направлениям: создать современную сеть государственного радиовещания и определить программную концепцию пакета общедоступных обязательных радиопрограмм. В результате коммерческое радиовещание только выиграет, так как при наличии внятной законодательной базы для регулирования государственного радиовещания будет действовать и вполне понятная законодательная база для развития негосударственного радиовещания.

- Почему появилась необходимость создания такой программы?

Этот вопрос давно назрел. Характеризуя проблемы, существующие в области государственного радиовещания, определим три аспекта: нормативный, организационный и технологический.

Проблемами в правовом аспекте являются:
- отсутствие законодательного определения государственной системы теле- и радиовещания, а также понятия и характеристик информационной безопасности, понятия “общественного” и “государственного” вещания;
- неопределенность содержания полномочий и соответствующих обязательств в сфере развития системы радиовещания;
- не разработанность базовых критериев и требований к радиопрограммам государственного заказа;
- неопределенность в государственном регулировании деятельности по осуществлению вещания на зарубежные страны;
- отсутствие порядка определения, согласования и планирования объемов внешнего и внутреннего радиовещания органами государственной власти.

Основная проблема организационного порядка заключается в том, что структуры, призванные решать социальные задачи, обеспечивать информационную безопасность государства, вынуждены работать в конкурентной среде и приобретать признаки коммерческих структур.

Другой организационной проблемой является отсутствие у операторов связи статуса получателя бюджетных средств и исключительно договорный характер отношений с вещателями.

В силу этих причин, “Голос России” в одностороннем порядке инициирует снижение мощностей и времени загрузки передатчиков на сети мощного радиовещания на зарубежные страны. В результате рентабельность использования радиооборудования имеет отрицательное значение. При отсутствии стабильных источников финансирования по содержанию и обслуживанию, парк оборудования, на котором работает сейчас эта сеть, отстал примерно на тридцать лет от мирового уровня. Оборудование проработало уже 40--50 лет, прошло несколько амортизационных сроков. Если мы в ближайшие 2--3 года не сделаем реальных шагов, то сеть государственного вещания просто развалится и вещание на зарубежные страны с территории РФ производиться не будет. В лучшем случае, мы продолжим арендовать передатчики за рубежом. Ведь сегодня около 40% объемов вещания “Голос России” осуществляет с территорий других государств (Германии, Украины, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Китая).

Внутреннее российское вещание осуществляется на коротких, средних и длинных волнах и в диапазоне УКВ. И здесь та же проблема: более 80% оборудования требует замены “по старости”. Замена передающего оборудования приведет к значительной экономии электроэнергии. Ведь сети мощного радиовещания в РФ потребляют 57% электроэнергии от всего объема отрасли электросвязи нашей страны. Для информации, у передатчиков старого образца коэффициент полезного действия не выше 40%, а у современных передатчиков КПД доходит до 80%. Поэтому, проект программы предусматривает замену всего устаревшего, неэкономичного парка передающего оборудования с одновременным внедрением цифрового стандарта вещания. Считаю, что это будет стандарты DRM и DRM+.

Использование стандарта DRM за счет нового вида модуляции позволяет при сохранении прежней зоны вещания уменьшать мощность передатчика в 4--5 раз, что, в свою очередь, обеспечивает

Все новости