О цифровизации и отечественной электронной промышленности - в интервью с Павлом Чумаковым ("Дженерал Сателайт")

О новых возможностях, которые открывает цифровизация российского эфирного вещания для отечественной электронной промышленности, корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал первый вице-президент российского производителя ТВ-приставок Корпорации "Дженерал Сателайт" Павел Чумаков.

-Какие сценарии развития цифровизации ТВ существуют в мире?

-Мир знает несколько путей цифровизации наземного телевещания. Бразилия, например, приняла закрытый стандарт вещания и использует для реализации программы цифровизации японские технологии. Производство ТВ-приставок при этом было полностью отдано местным компаниям. В Германии, напротив, был выбран вариант, ориентированный на полностью открытый рынок. В итоге под давлением конкуренции со стороны южноазиатских поставщиков один за другим от участия в борьбе за рынок стали "отваливаться" германские поставщики абонентской техники. Лишь немецкая компания Globo решила посоревноваться с китайскими производителями до конца, но вскоре объявила себя банкротом с миллионными долгами.

-Считаете ли вы, что, объявив о стремлении обеспечить россиян отечественными цифровыми ТВ-приставками, регулятор должен был бы с особым вниманием отнестись к информированию о тех или иных нововведениях всех местных разработчиков?

-Участники рынка помнят, как непросто Россия выходила на путь ­цифровизации наземного вещания. Много копий было сломано. Поэтому давайте сразу снимем неконструктивный, на мой взгляд, посыл в обсуждении условий развития любого бизнеса в любой стране, неважно – в Китае, в США или в России. "Нас не предупредили", "нас не поставили в равные условия" – не доказательство сильной позиции и амбиций на рынке. Мы привыкли не ругать конкурентов, а говорить о наших достижениях. Недовольство же ряда кабельных операторов объясняется предвидением неизбежного перераспределения рынка в пользу качественного эфирного вещания.

-Речь идет не об участниках рынка, а о регуляторе, призванном открыто информировать их о важных решениях.

-На самом деле заседание Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, на котором обсуждались принципиальные для отечественных разработчиков моменты федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009‑2015 годы", прошло в июле 2011 года. Решение о переводе сети цифровой эфирной трансляции на стандарт DVB-T2 комиссия приняла в сентябре 2011 года. О том, какие новые мультисервисные возможности предоставляет этот стандарт, знали все профессионалы, но в начале пути не все решения принимаются быстро и однозначно, многие важные моменты остаются загадкой на старте любого проекта. Главная задача бизнеса на этом этапе – предвидеть сценарии развития и потребности заказчика. А с разработкой и запуском в производство цифровой приставки квалифицированная команда справится за шесть месяцев.

-Что является ключевым фактором для отечественных разработчиков и производителей ТВ-оборудования сегодня?

-Главное в том, что у национальной электронной промышленности есть уникальный шанс. Страна находится в самом начале цифровизации телевещания, и то, каким образом граждане будут обеспечены абонентскими приемниками, определит развитие отечественной электроники на далекую перспективу. Ведь около $2 млрд, которые россияне потратят на приобретение цифровых ТВ-приставок, могут стать беспрецедентными с советских времен инвестициями в отечественную электронную промышленность, а могут превратиться в очередной щедрый подарок иностранной экономике, например китайской.

-То есть отстаивание российскими производителями пути равных возможностей и единых правил для рынка недальновидно?

-Теперь в Европе, почти полностью передавшей в Китай производство электроники и теряющей лидерство в производстве элементной базы, к понятию демократичности рыночных условий для всех относятся более трезво и прагматично. Путь, который отстаивают некоторые российские отраслевые ассоциации, я не могу назвать иначе как способом сознательной поддержки иностранного производителя. Легче легкого предложить Российскому государству простой вариант обеспечения граждан любой цифровой техникой: нужно лишь подготовить необходимую техническую информацию, разработать и заказать, а то и просто закупить в Юго-Восточной Азии определенное количество устройств по невысокой цене. Увы, большинство моделей ТВ-приставок, называемых сегодня отечественными, на поверку оказываются в лучшем случае собранными в России. При том что российский рынок и так заполнен "серыми" изделиями. Однако, следуя по такому пути, страна никогда не возродит отечественную электронную промышленность.

-Но ведь цена ТВ‑приставки до $35 на старте цифровизации называлась ключевым фактором массовости и в итоге успеха ФЦП. Концепция поменялась?

-Теперь встает вопрос о качестве этой траты не только в смысле надежности техники из Юго-Восточной Азии, но и в смысле реальной, долгосрочной выгоды для российского абонента. Первая часть этого вопроса: какие услуги получат потребители от внедрения нового цифрового стандарта? Да, стандарт DVBT‑2 обеспечивает лучшее использование частотного ресурса, позволяя транслировать на одной частоте мультиплекс – ­несколько программ в цифровом качестве. Однако можно использовать новую технологию для предоставления более насыщенного и качественного ТВ вчерашнего дня, а можно на базе того же стандарта обеспечить переход к телевидению более высокого уровня и потенциала. При этом создать новую индустрию, рынки и технологии.

-Не является ли поспешным насыщение приставок дополнительным функционалом до повсеместного внедрения "цифры" в России?

-Как у нас водится, гром не грянет – мужик не перекрестится. Увы, трагедия в Крымске выявила, что у системы оповещения в наших городах и весях есть ряд недостатков. В документах МЧС упор делается на триаду, состоящую из сигнальной системы, проводного радио и эфирного ТВ. Но любые сирены слишком ограниченны, они лишь поднимают тревогу. У служб экстренного реагирования существует понятие "30 золотых минут", когда инструктирование людей спасает большинство жизней. Проводное радио справилось бы с этим, однако в России оно фактически утрачено. Остается эфирное ТВ, которое благодаря специальной инфраструктуре лучше защищено от катаклизмов. Причем с внедрением цифровых set-top-box ТВ‑система становится более живучей, так как приставки обеспечены собственными источниками бесперебойного питания. Потому самое время создавать такие продукты.

-Как государство может убедить граждан добровольно покупать вместо дешевых приставок, предназначенных для просмотра открытых цифровых ТВ-программ, дорогие, с широкими возможностями и системой адресного управления?

-У государства, например, есть способ гарантировать предупреждение граждан, страхуя их жилища на выгодных условиях только при условии установки современной системы предупреждения об авариях. Это вполне цивилизованная европейская и американская практика. Так от владельца автомобиля страховщики требуют установки противоугонной системы.

-Важным аргументом против внедрения систем адресного управления является как раз обязательная "прописка" ТВ-приставок в МЧС.

-Адресное оповещение предполагает ту или иную форму регистрации устройств по определенному адресу, но такая регистрация не ограничивает права и свободы абонента, поскольку предназначена исключительно для нужд гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на стороне абонента закон "О защите персональных данных". Противники систем адресного управления лукавят, утверждая, что такая ТВ-приставка создает абоненту трудности при переезде, допустим, на дачу. Реально сегодня никто телевизор на отдых с собой не вывозит.

-Вы видите "Дженерал Сателайт" доминирующей компанией, монополистом на российском рынке ТВ-приставок?

-Выпуская до 90% цифровых ТВ-приставок в стране, мы являемся безусловным лидером рынка, но вряд ли сможем обеспечить полностью программу цифровизации ТВ‑вещания, построив заводы по всей стране. Монополизм противоречит логике развития высокотехнологичных отраслей, невыгоден экономике, не нужен "Дженерал Сателайт". Мы берем на себя бремя лидера потому, что только так можно сохранить лидерскую позицию.

-Есть ли у "Дженерал Сателайт" конкретные предложения к участникам рынка?

- Мы предлагаем коллегам вместо пикировки и споров начать создавать экосистему российской электронной промышленности. Мне кажется, можно создать отраслевое объединение, совет производителей электроники вокруг ФГУП "РТРС", как главного государственного исполнителя ФЦП по цифровизации ТВ, обладающего всей информацией. Мы знаем, что РТРС сотрудничает с десятками разработчиков и производителей техники, программного обеспечения и решений. И никто, в том числе "Дженерал Сателайт", не знает всего круга партнеров программы просто в силу ее масштабности. Собираться и обсуждать вопросы вместе было бы сейчас очень полезно.

 

Источник: comnews.ru

Все новости