Николай Орлов (Eutelsat): спутник является сегодня основным поставщиком ТВ-контента для наземных сетей

- Скажите, пожалуйста, какова, на ваш взгляд, роль спутникового вещания в программе перехода России на цифру?

- Спутник является сегодня основным поставщиком ТВ-контента для наземных сетей (ADSL, кабельные и др.). В Европе спутники используются и для распространения сигналов мультиплексов для цифрового эфирного ТВ-вещания. Они также обеспечивают непосредственный прием в зонах, где организация наземного эфирного вещания является технически сложной и экономически нецелесообразной. Например, в горных или отдаленных районах.

- Есть ли уже конкретные планы развития спутниковой группировки в рамках реализации ФЦП?

- Да, например, в планах развития спутниковой группировки нашего партнера ФГУП "Космическая связь" предусмотрена соответствующая спутниковая емкость для передачи сигналов мультиплексов для наземного цифрового вещания. Учитывая географические особенности России, спутник является для этого самым оптимальным средством.

- Не могли бы вы рассказать о своем видении рынка спутникового телевидения в целом?

- Начиная с 90-х годов прошлого столетия рынок спутникового телевидения развивается очень активно. Если в западных странах рынок уже поделен между основными игроками и развитие идет в сторону применения новых современных технологий (цифровое вещание, HDTV, 3DTV), то в Восточной Европе и странах СНГ мы констатируем бурный рост числа ТВ-каналов и запуск новых ТВ-платформ. Сегодня в России есть все предпосылки для развития качественного спутникового телевидения: прежде всего, это устаревшая наземная инфраструктура, и, как следствие, связанный с этим небольшой выбор ТВ-каналов, и большая территория вещания. Например, такой крупный оператор российского спутникового телевидения, как "Триколор ТВ", каждый месяц продает около 150 тыс. комплектов приемного оборудования.

- Каким, по-вашему, будет количество основных игроков?

- Количество игроков определит рынок. Здесь выживают сильнейшие.

- Как вы считаете, какие варианты бизнес-моделей и стратегий развития спутникового телевидения станут приоритетными в следующие 3, 5, 10 лет?

- В области спутникового телевидения получили распространение две основные бизнес-модели, ориентированные на разные слои потребителей: бюджетная, когда основные доходы получают от продажи оборудования (например, "Триколор ТВ"), и премиальная, ориентированная на передовой, эксклюзивный контент и новейшие технологии передачи, за которые платит абонент (например, "НТВ-Плюс"). В ближайшие годы, думаю, будут активно развиваться обе эти модели.

- А какова роль государства как участника данного рынка?

- Если говорить о непосредственном спутниковом вещании, то государство должно обеспечивать его регулирование, не принимая активного участия в самих проектах. Однако в национальных проектах, таких как переход на цифровое наземное вещание, государство играет основную роль. Обеспечение повсеместного доступа всего населения страны к федеральным ТВ-каналам - его непосредственная задача, и ее невозможно решить без финансового и организационного участия государства.

- Как вы думаете, какие необходимые изменения в регулирующем законодательстве нужно произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?

- Сегодня развитие рынка спутникового телевидения, как, впрочем, и любого другого, тормозится необходимостью получения нескольких лицензий. Но хочу заметить, что ситуация здесь не стоит на месте. В частности, Национальная ассоциация телерадиовещателей активно работает с государственными органами над упрощением этих процедур.

- А какой, на ваш взгляд, должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая взаимоотношения основных игроков (идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?

- Думаю, что идеальных схем не существует ни в одной стране мира. Главное, чтобы эти схемы позволяли вещателям и операторам без лишних проблем реализовывать свои проекты. От этого в конечном счете выиграют все.

Broadcasting.ru

Все новости